Права человека в школе в зеркале мониторинга
Октябрь 2014 г.
Центр гражданского образования и прав человека завершил мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермского края, который проводился при финансовом содействии Европейского Союза.
Итоги мониторинга отражены в отчете, которые рассылается органам управления образованиям и школам Пермского края. В Перми дважды проводились презентации итогов мониторинга для руководителей образовательных организаций.
Последний раз мы проводили аналогичный мониторинг десять лет назад. Приятным открытием стало общее улучшение ситуации за прошедшее время. Об этом свидетельствуют опросы учащихся и учителей. Однако проблема остается и говорить о ней необходимо.
Остаются актуальными такие проблемы, как применение педагогами психологического насилия, дискриминация, свобода выражения мнения и другие. Наиболее острой проблемой на сегодняшний день можно признать отсутствие в школе медика в течение значительной части рабочего дня.
Особо хотелось бы выделить проблему слабой подготовки значительной части учителей к выполнению своих обязанностей в сфере обеспечения прав человека. Основная масса педагогов лишена системной подготовки в сфере прав человека, что усугубляется недостаточной практической подготовкой педагогов к решению задач образования и воспитания средствами, исключающими нарушение прав человека.
Не хотелось бы всё сводить к позиции конкретных педагогов. Недостаток внимания педагогов к правам человека, во многом, следствие невнимания государства к своим обязательствам. В частности, «Стратегия ЮНЕСКО по правам человека» (2003 г.), образование в области прав человека рассматривает «в качестве неотъемлемой части права на образование». Это означает, что власть нарушит право на образование, не только, если не научит человека чтению, письму, арифметике и т.п., но и в случае, если не обеспечит ему определенного объема знаний и умений в сфере прав человека. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека (2011 г.) еще раз подтвердила необходимость доступа к образованию в этой области. Такой же позиции придерживаются Совет Европы, принявший в 2010 г. Хартию о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.
Нужно однозначно признать, что обучение правам человека - прямая обязанность государства по выполнению принятых на себя международно-правовых обязательств.
Школам же необходимо сосредоточить усилия на формировании уклада школьной жизни, обеспечивающего уважение прав человека, что включает в себя совершенствование системы школьных правовых норм, институтов и практик школьной жизни.
Итоговый отчет размещен на сайте Центра (http://cgo.perm.ru/page-nash-izdaniya.html).
comments powered by Disqus