30 июня 2012 г. – 1 июля 2012 г.
В Пермском государственном педагогическом университете состоялся экспертный семинар пермского Центра гражданского образования и прав человека, в ходе которого планируется обсудить идеи по продвижению ценностей демократической гражданственности в школах Российской Федерации в условиях перехода к новым образовательным стандартам.
В семинаре
приняли участие представителей вузов
и
неправительственных организаций:
Болотина Т.В., Иоффе А.Н. (Москва); Гутников
А.Б. (С.-Петербург); Куприянов Б.В.
(Кострома); Симоненко П.П. (Калуга);
Чистяков Ю.А. (Томск); Женина Л.В., Ковин
В.С., Куляпин А.С., Оболонкова М.А., Поносов
Д.П. и Суслов А.Б. (Пермь), а также
Уполномоченный по правам
ребенка в
Пермском крае Миков П.В.
Задача семинара: разработать механизмы, позволяющие максимально интегрировать ценности демократической гражданственности в реальный уклад школьной жизни.
Участники начали с дискуссии по определению используемых понятий. В центре обсуждения оказались понятия «гражданственность» и «патриотизм», при этом оценивалась трактовка данных понятий в текстах ФГОС. После достаточно глубокого обсуждения был определен приоритет в разработке понятия «гражданское образование». На следующем шаге сформулирован избыточный перечень результатов, которые ожидают получить разработчики от образовательных учреждений: разработка практико-ориентированных программ гражданского образования, расширение сетевого взаимодействия, включение обучающихся в проектную деятельность, расширение экспертного сообщества, развитие демократического уклада, включение механизмов формулирования общественного заказа... Круг людей, от которых зависит развитие гражданского образования, получился достаточно широким: от учителя до министерства экономического развития. При оценке ресурсов, которыми обладают участники семинара, выделились следующие. Печатные издания - «Общественные науки», «Учительская газета», «Директор школы», «Завуч», «Народное образование», «Методист». Интеллектуальные ресурсы – сетевое повышение квалификации, инструктивные письма. Образовательные - мероприятия Совета Европы: «Летняя академия в Польше», «Заочная академия», Всероссийская акция «Я - гражданин России!», Всероссийский турнир «Лидер и команда»; Опытные площадки, сетевые и экспертные сообщества, профессиональные конкурсы и т.д. К основным рискам были отнесены: формализм, искажение, подмена, отторжение, сопротивление, недостаток ресурсов, организационная структура, отсутствие институциализации, непонятные стимулы, некомпетентность, профанация, максимализм и др.
На следующий день участники обсудили два вопроса. Какие инструменты позволят реализовать замысел разработчиков? Это может быть разработка методических рекомендаций Минобрнауки России и информирование через курсы ПК, сетевые сообщества, очные мероприятия, off-line-семинары, формирование школьных команд (одна из основных задач, для этого возможно проведение презентационных мероприятий, придание особого статуса, разработка алгоритмов); реализация потребности учреждений в научном руководстве; возможности для внешней экспертизы; работа с институтом уполномоченного по правам ребенка; определить роль некоммерческих организаций, сотрудничество с ТОС. Можно сделать комментарии к тексту стандартов, помочь специалистам региональных органов исполнительной власти, отвечающих за управление в сфере образования, поддерживать детские общественные организации, школьные СМИ и другое. Инструментом могут стать конкурсы, в которых детально прописывать критерии, тем самым помогать ОУ разрабатывать компоненты образовательной программы. Можно воспользоваться условиями повышением квалификации, разместить информационный сервис в интернете.
В завершении семинара участники договорились на первом этапе об объединении в неформальное сообщество, в котором выстроить деловые коммуникации, проводить совместные события, разработать интеллектуальные сетевые продукты и механизмы по их продвижению по тематике гражданского образования в ФГОС ООО.
Юрий Чистяков
comments powered by Disqus comments powered by Disqus